Качество


Товары производства Японии на протяжении многих лет считаются образцом качества и надежности и прочно занимают самые высокие позиции на мировом рынке. 

Какую сферу ни возьми, в самом верху списка товаров, заслуживших самые высокие оценки потребителя, окажутся японские бренды. 

В повседневной жизни, наиболее «близкие» нам японские товары, которые известны каждому в независимости от пола и возраста – это несомненно бытовая техника и автомобили. Среди женщин наиболее высоко ценятся японские средства по уходу за кожей от японских брендов SHISEIDO, KANEBO, KOSE. Среди мужчин – фотоаппаратура NIKON, рыболовные снасти SHIMANO. Грудные дети очень ценят (но еще не могут об этом сказать) качество японских подгузников MOONEY, MERRIES, GOON, потому что от них нет покраснений и раздражения нежной детской кожи. В последнее время японские товары начали «проникать» даже в кухни и ванные комнаты – это чистящие средства для посуды, зубные пасты и щётки LION, шампуни BIORE, DOVE и др. Этот список можно продолжать бесконечно. 

В чем же секрет японского качества?

Формирование столь высоких требований к качеству в японском обществе обусловлено многими факторами. Приведем лишь два из них, которые можно считать ключевыми:

1. Отношение к работе

Отношение к работе у современного японца тесно связанно с национальными особенностями японского характера, сложившимися на протяжении многих веков – это преданность «семье», чувство ответственности и самопожертвование в интересах «семьи».
Япония – одна из немногих стран, где интересы социальной группы, к которой принадлежит человек, стоят выше личных интересов. Для японца Компания, которая взяла его на работу и платит ему зарплату – его главная Семья, которая стоит выше его семьи биологической. Если в Европе цель большинства сотрудников компании — побыстрее закончить работу и пойти домой к семье, то в Японии – это во что бы то ни стало выполнить сегодняшнюю норму, принести максимальную пользу своей компании, которая и есть Семья, которая его кормит и поит. После окончания работы, а потом переработки, во многих японских компаниях принято не уходить домой, а идти с коллегами в бар, где за кружкой пива опять же обсуждаются текущие рабочие вопросы. О чувстве ответсвенности японцев вообще ходят легенды — вспомнить хотя бы знаменитое «сэппуку» - самоубийство путем вспарывания живота в случае неспособности выполнить поставленную задачу. Конечно, в наши дни «сэппуку» никто не делает, но чувство ответственности и отношение к поставленной начальством задаче у японцев осталось неизменным. Именно такой философии своих граждан Япония — страна, проигравшая войну и потерявшая большую часть своей промышленности — обязана быстрому восстановлению в сверх-быстрому экономическому росту в послевоенный период.
Именно из гипер-выраженного чувства ответственности вытекает самое главное требование, которое предъявляет японское общество к любому виду продукции, пос тавляемой на японский рынок – требование к безопасности продукции, так как безопасность продукции — безопасность покупателя. Перед тем, как попасть на прилавки японских магазинов, любой товар тщательно проверятся на соответствие нормам безопасности, принятым в Японии для данного вида товара.
Одним из ярких примеров японской педантичности по отношению к безопасности товара является случай с европейской детской мебелью, ввоз которой был запрещен в Японию по причине не соответствия покрасочных материалов, используемых в данной мебели, японским нормам безопасности (краски, которыми была покрашена деревянная кровать, не прошли контроль на токсичность, и кровать была признана «представляющей угрозу для здоровья ребенка, который теоретически может облизывать или грызть (?!) деревянную кровать».

2. Высокая конкуренция на внутреннем рынке

Япония – маленькая островная страна с огромным населением. Потребительский рынок перенасыщен конкурирующими товарами, и для того, чтобы продать свой товар в условиях такой жесткой конкуренции, необходимо постоянное усовершенствование своих товаров и услуг, чтобы выиграть в борьбе за покупателя и усилить свои позиции на рынке. Жесткая конкуренция среди японских производителей также повлияла на формирование гипер-выраженных требований к качеству, которые предъявляются сейчас применительно к любому товару, производимому в Японии, а также товарам, производимым за рубежом специально для японского рынка.
Любая иностранная фирма, которая поставляет или пыталась поставлять какую либо продукцию на японский рынок, знает, что такое японские требования к качеству. Товар должен быть идеальным по всем параметрам – не только по своим рабочим или вкусовым характеристикам, но и по внешнему виду и упаковке.